?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оскара Уальда.
К сожаления школьные уроки русской литературы привили мне мне устойчивую ненависть к классике и только сейчас , в почти 40 лет, я начинаю ею интересоваться, читать и главное - получать удовольствие.
На каждой странице хотя бы одна фраза бъет не-в-бровь-а-в-глаз. Приходится даже откладывать книжку. Выписывание цитат это не мой стиль, но, блин, эта книга шедевр !
К тому же она написана доступным понятным языком. А то бывает так, что все слова в предложении понятны и знакомы, но общий смысл потерялся где то среди аллюзий, метафор, аллегорий афоризмов и сравнений. Или автор ушел так далеко в свои размышления, что я вообще теряю нить повествования (с Фаулзом у меня так бывает) и начинаю перепрыгивать абзацы.

Мне очень близки чувства художника Бэзила:
"я, право, не могу выставить напоказ этот портрет… Я вложил в него слишком много самого себя... Всякий портрет, написанный с любовью, — это, в сущности, портрет самого художника, а не того, кто ему позировал. Не его, а самого себя раскрывает на полотне художник. И я боюсь, что портрет выдаст тайну моей души. Потому и не хочу его выставлять."

и рассуждения лорда Гарри о социальных группах:
"Гораздо безопаснее ничем не отличаться от других. В этом мире всегда остаются в барыше глупцы и уроды. Они могут сидеть спокойно и смотреть на борьбу других. Им не дано узнать торжество побед, но зато они избавлены от горечи поражений. Они живут так, как следовало бы жить всем нам, — без всяких треволнений, безмятежно, ко всему равнодушные. Они никого не губят и сами не гибнут от вражеской руки… "

"Люди низшего класса инстинктивно понимают, что пьянство, глупость и безнравственность должны быть их привилегиями, и если кто-либо из нас {представителей высших классов}страдает этими пороками, он тем самым как бы узурпирует их права."

и размышления о смысле жизни:
"Цель жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живем. А в наш век люди стали бояться самих себя. Они забыли, что высший долг — это долг перед самим собой. Разумеется, они милосердны. Они накормят голодного, оденут нищего. Но их собственные души наги и умирают с голоду. Мы утратили мужество. А может быть, его у нас никогда и не было. Боязнь общественного мнения, эта основа морали, и страх перед богом, страх, на котором держится религия, — вот что властвует над нами."

и прекрасный юмор:
"Филантропы, увлекаясь благотворительностью, теряют всякое человеколюбие. Это их отличительная черта. "

"Как все ораторы, которые ставят себе целью исчерпать тему, он исчерпал терпение слушателей."

"По левую руку герцогини занял место мистер Эрскин из Тредли, пожилой джентльмен, весьма культурный и приятный, но усвоивший себе дурную привычку всегда молчать в обществе, ибо, как он однажды объяснил леди Агате, еще до тридцати лет высказал все, что имел сказать."

По жанру "Портрет Дориана Грея" это интеллектуально-аллегорическая повесть 19-ого века на тему схожей с легендой о Фаусте, продавшем душу дьяволу. В роли Мефистофеля выступает лорд Генри, который превращает чистого и трепетного юношу в порочное чудовище.

Сам Уайльд говорил, что каждый видит в его герое свои собственные грехи и пороки:
« Каждый человек видит в Дориане Грее свои собственные грехи. В чём состоят грехи Дориана Грея, не знает никто. Тот, кто находит их, привнес их сам
Из письма О. Уайльда редактору «Скотс обсервер», 1890

Tags:

Comments